Про поэму А.С. Пушкина «Тазит», где встречаются строки «Ты трус, ты раб, ты армянин»

Все чаще и чаще в интернете сталкиваюсь с комментами некоторых представителей Азербайджанцев, которые не читая эту поэму, откуда то услышав всегда пишут следующие строки —
«Ты трус, ты раб, ты армянин». Для этого первый и последний раз объясняю смысл этих строк, чтоб такие «грамотные» люди больше не злоупотребляли этими строками.

Известная фраза принадлежит перу А.С. Пушкина поэма «Тазит»… первоначально «христьянин»

Здесь кровожадности отца Тазита автор противопоставляет смирение и робость армянского народа. Приемный сын Тазит не может жить по законам отца, чем приводит в негодование своего отца — сын не может убить одинокого, безоружного человека:

Отрывок из поэмы Пушкина «Тазит» 1829-1830

«Он иногда до поздней ночи
Сидит, печален, над горой,
Недвижно в даль у ставя очи,
Опершись на руку главой.
Какие мысли в нем проходят?
Чего желает он тогда?
Из мира дольнего куда
Младые сны его уводят?…
Как знать? Незрима глубь сердец.
В мечтаньях отрок своеволен,
Как ветер в небе…
Но отец
Уже Тазитом недоволен.
«Где ж,- мыслит он,- в нем плод наук,
Отважность, хитрость и проворство,
Лукавый ум и сила рук?
В нем только лень и непокорство.
Иль сына взор мой не проник,
Иль обманул меня старик».

*
Тазит из табуна выводит
Коня, любимца своего.
Два дни в ауле нет его,
На третий он домой приходит.

Отец.

Где был ты, сын?

Сын.

В ущельи скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял.

Отец.

Что делал там?

Сын.

Я слушал Терек.

Отец.

А не видал ли ты грузин
Иль русских?

Сын.

Видел я, с товаром
Тифлисской ехал армянин.

Отец.

Он был со стражей?

Сын.

Нет, один.

Отец.

Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса? —
Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

*
Тазит опять коня седлает,
Два дня, две ночи пропадает,
Потом является домой.

Отец.

Где был?

Сын.

За белою горой.

Отец.

Кого ты встретил?

Сын.

На кургане
От нас бежавшего раба.

Отец.

О милосердая судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил? —

— Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье.
«Нет, мыслит он, не заменит
Он никогда другого брата.
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато.
Ни стад моих, ни табунов
Не наделят его разъезды.
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать».

*
Тазит опять коня седлает.
Два дня, две ночи пропадает.
На третий, бледен, как мертвец,
Приходит он домой. Отец,
Его увидя, вопрошает:
«Где был ты?»

Сын.

Около станиц
Кубани, близ лесных границ
— — — — —

Отец.

Кого ты видел?

Сын.

Супостата.

Отец.

Кого? кого?

Сын.

Убийцу брата.

Отец.

Убийцу сына моего!…
Приди!… где голова его?
Тазит!… Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь!

Сын.

Убийца был
Один, изранен, безоружен …

Отец.

Ты долга крови не забыл!…
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем…
Где ж голова?… подай… нет сил…

— Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:

«Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!

Будь проклят мной! поди — чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мертвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно,
Чтоб ты, как раненый олень,
Бежал, тоскуя безотрадно,
Чтоб дети русских деревень
Тебя веревкою поймали
И как волчонка затерзали,
Чтоб ты… Беги… беги скорей,
Не оскверняй моих очей!»
— Сказал и на земь лег — и очи
Закрыл. И так лежал до ночи.
Когда же приподнялся он,
Уже на синий небосклон
Луна, блистая, восходила
И скал вершины серебрила.
Тазита трижды он позвал,
Никто ему не отвечал…
ниже приважу ссылку на полный текст поэмы
http://www.ilibrary.ru/text/448/p.1/index.html

31 Responses to Про поэму А.С. Пушкина «Тазит», где встречаются строки «Ты трус, ты раб, ты армянин»

  1. Мага:

    arxangelo

    «Здесь кровожадности чеченцев автор противопоставляет смирение и робость армянского народа. Приемный сын Тазит не может жить по законам чеченцев, чем приводит в негодование своего отца – сын не может убить одинокого, безоружного человек.»

    ТЫ не понял ничего из прочитанного умник. Тазит, как раз таки учился у чеченцев и научился благородству чеченскому, именно поэтому он не смог сделать всё то что от него ожидал его отец. В представлении у отца чеченцы были кровожадными убийцами, прям как у тебя…

    • Мне искренно жаль Вас умница, что даже почитав поэму вы так и нечего не поняли, не позорьте себя😀. И потом эту поэму не я написал а А.С.Пушкин, так что это не у меня такое представление. У меня даже есть друзья чеченцы, с которыми я иногда общаюсь и они прекрасные люди.
      Плохо видно? или плохо понимаете? почитайте еще и еще
      Сын.
      Убийца был
      Один, изранен, безоружен …
      Отец.
      Ты долга крови не забыл!…
      Врага ты навзничь опрокинул,
      Не правда ли? ты шашку вынул,
      Ты в горло сталь ему воткнул
      И трижды тихо повернул,
      Упился ты его стенаньем,
      Его змеиным издыханьем…
      Где ж голова?… подай… нет сил…
      — Но сын молчит, потупя очи.
      И стал Гасуб чернее ночи
      И сыну грозно возопил:
      «Поди ты прочь – ты мне не сын,
      Ты не чеченец – ты старуха,
      Ты трус, ты раб, ты армянин!
      Будь проклят мной! поди – чтоб слуха
      Никто о робком не имел,
      Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
      Чтоб мертвый брат тебе на плечи
      Окровавленной кошкой сел
      И к бездне гнал тебя нещадно,
      Чтоб ты, как раненый олень,
      Бежал, тоскуя безотрадно,
      Чтоб дети русских деревень
      Тебя веревкою поймали
      И как волчонка затерзали,
      Чтоб ты… Беги… беги скорей,
      Не оскверняй моих очей!»
      — Сказал и на земь лег – и очи
      Закрыл. И так лежал до ночи.
      Когда же приподнялся он,
      Уже на синий небосклон
      Луна, блистая, восходила
      И скал вершины серебрила.
      Тазита трижды он позвал,
      Никто ему не отвечал…
      ниже приважу ссылку на полный текст поэмы

      • Мага:

        Читай внимательно

        Не для бесед и ликований,
        Не для кровавых совещаний,
        Не для расспросов кунака,
        Не для разбойничей потехи
        Так рано съехались адехи

        Адехи = адыги, черкесы , но не чеченцы.

        Дальше

        Старик седой и отрок стройный.
        Дают дорогу пришлецу —
        И скорбному старик отцу
        Так молвил, важный и спокойный:
        «Прошло тому тринадцать лет,
        Как ты, в аул чужой пришед,
        Вручил мне слабого младенца,
        Чтоб воспитаньем из него
        Я сделал храброго чеченца.
        Сегодня сына одного
        Ты преждевременно хоронишь.
        Гасуб, покорен будь судьбе.
        Другого я привел тебе.
        Вот он. Ты голову преклонишь
        К его могучему плечу.
        Твою потерю им заменишь —
        Труды мои ты сам оценишь,
        Хвалиться ими не хочу».

        Тут старик говорит ГАСУБУ, что он воспитал из него ЧЕЧЕНЦА, старик судя по всему является Чеченцем.

        И дальше если читать внимательно можно увидеть, воспитанный стариком ЧЕЧЕНЦЕМ Тазит не смог убить раненного, слабого итп. это как раз таки и есть Чеченское благородство, которое адыгу показалась армянской слабостью, он ожидал увидеть терминатора …. если ты знаешь чеченцев, тогда чего пишешь что Тазит не смог жить по чеченски, ты должен был написать именно так как пишу тут Я. потому что Я чеченец и знаю о чем говорю.

        • ок признаю, убедил не чеченец а адыг, ты прав, буду исправлять, но суть этого поста был не в том чтоб оскорбить какую то нацию, а в том что некоторые не зная истинное значение этих строк все время злоупотребляют ею

      • Непровакатор:

        Будь мужчиной, не удаляй комменты которые не соответствуют твоему интересу, если ты не раб, ты не трус, ты армянин!
        Давай лучше анализировать несколько фраз великих людей про армян:

        1) Адам Мец: «по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: ‘Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено… Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь’ (Адам Мец ‘Мусульманский Ренессанс ‘ М. 1966. с. 140-141)

        2) Н.и. Шавров: ‘Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от настоящих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях толпою на одиночных безоружных, на стариков, на женщин и на детей’.

        3)Русский исследователь В. Л. Величко. ‘Кавказ’.
        ‘Армяне стирают и уничтожают следы грузин в принадлежащих грузинам храмах и монастырях, соскабливают или стирают грузинские надписи на камне, вынимают сами камни из строения и заменяют надписи на них — армянскими.’

        Выложить ещё, или достаточно? Скажем Пушкин оговорился, а как на счет других авторов этих фраз думаете, вы армяне?

        • во первых я удаляю те комменты где есть оскарбление
          А это линк где великие говорят про армян совсем другое https://arxangelo.wordpress.com/2010/08/26/great-about-the-armenians/
          смотри достаточно? или выложить еще?

          • Непровакатор:

            Arxangelo: во первых, не сложно догадаться какие оскорблении вы удаляете, а какие оставляете. Во вторых, нисколько Вы меня не удивили с этой ссылкой. Я воспитывался в семье, где толерантность была неотъемлемая часть моего воспитания. И прекрасно понимаю, что в каждой нации есть и люди, есть и подонки.
            Меня удивляет другое: неужели вы действительно не понимаете, чем больше вы копаете ваше прошлое, то что было (а может и во все ничего не было, это просто фантазия историков), тем же вы сами себя отделяете от цивилизации. Знаете, я думаю было бы очень скромно с вашей стороны, если бы вы вообще не подняли этот вопрос про армян сказанным Пушкиным. Мало ли кто то, когда то, что то сказал. Говорят про всех, и хорошее, и плохое. Думаю оправдываются в подобных сказаниях те люди, которые страдают неполноценности. (простите, это моё мнение)
            Надо же в конце концов понимать, что самокритика нации, (которая у вас нету) -это для того чтобы вас, как члена этой наций уважали и ценили.

            • непровакатор: Да вы точно заметили нет такой нации где не было и людей и подонков. А поднял этот вопрос потому, что очень много представителей азербайджанской нации во многих форумах и комментах очень часто употребляют эти высказывание Пушкина, не вникая в суть, не зная откуда и почему Пушкин это написал. А по моему вы умный человек и если прочли поэму то понимаете, что Пушкин этим высказыванием не хотел оскорблять армянский народ, а совсем на оборот.
              А на счет какие комменты удаляю, то скажу вам, что удаляю те в которых есть нецензурные слова, есть оскорбление, а верить или не верить это уже ваша проблема.
              Ах да и на счет историков, может быть многое фантазия историков, но слава Богу до нас дошли неопровержимые исторические факты. Например в Риме на стене есть очень древняя мировая карта, можете найти в любом поисковике, посмотрите сами есть там Армения или нет, и смотрите на границы.

              • Непровакатор:

                Arxangelo: Вот, видите, я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему:)
                Давайте, начну с другого, чтобы Вам более менее было ясно, о чём я хочу сказать. Я достаточно жил и в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане. Для меня все эти три Закавказские республики не безразличны, поверьте. И менталитет их знаю очень хорошо. По большому счету Закавказья, -это общий дом для грузин, армян и азербайджанцев и т.д. Грузию я считаю более независимой от великих держав, чем Азербайджан. С Азербайджаном более менее «считаются», потому что он владеет запасами нефти и газа, в чём и беда его. Армения, хотите ли вы это слушать, или нет, в отсутствие самостоятельности, полностью зависит от своей диаспоры и от России.
                Почему Вы все армянские интернет пользователи ссылками заваливаете инет, в которых содержится подтверждающие правдами-неправдами факты о первобытности армянского народа? Хотите быть первобытными, да ради Бога будьте им. Зачем иметь в 21 веке территориальные претензии почти всем соседям? России не была, когда на ее территории жили другие народы. США тоже самое. И что Вы предлагаете, все друг с другом должны воевать? Неужели не задумываетесь, о том, что это пустое трата времени? Неужели не понимаете Вами просто пользуются? Сколько лет решаете вопрос о геноцида. Сомневаетесь, если думаете к чему нибудь положительному финалу для Вас придете в этом вопросе. Этим вопросом богатеют Ваша диаспора, и в свою очередь великие державы решают свои региональные проблемы. Когда нибудь любые интересы становятся скучными и невыгодами. И Вам не избежать, того, что и Вы и Ваша диаспора когда то не нужными будете для этих держав.
                Задумывайтесь, пока не поздно. Есть вещи, иногда не возможно восстановить. Мы все живем ради своих потомков. Уважать нужно чужих, если хочешь быть уважаемым! Мир Вашему дому!

                • Мир и Вашему дому тоже!

        • Непровакатор: мадам Непровакатор, этот ваш адам мец – еврей, а сказанные евреями ни копейки не стоят, поэтому и их называют евреями🙂 )) а кто что сказал насчет разных наций, вооще не имеет значения (ну даже если перечислять все сказанное великими людьми насчет тюрксих наций, будет обидно за вас друзья… давайте не будем, по дружески а!)

          • Непровакатор:

            анти-пастух: Вы написав про тюркских наций, имели ввиду меня?
            Если да, тогда считайте, что я еврей для вас:)

        • vagan:

          непровакатор нашел чьи слова пупликовать русских вообще немцы называли свиньями про евреев мопчу аты сам откуда самокритичныи мои

          • Непровакатор:

            Vagan, я вроде Вам не дал повода, чтобы Вы перешли со мной на «ТЫ».
            А зачем Вы про русских так оскорбительно? Я так понял, по вашей логике все народы конченные, кроме армян? Так?
            Что значит откуда я сам? Если Вы спрашиваете про национальность, должны были родители Ваши воспитать Вас от том, что неприлично спрашивать у незнакомых людей о его национальности.

  2. Мага:

    Самое главное ведь вырвали)))))) Кто воспитал ТАзита вот таким, ЧЕЧЕНЕЦ — посмотри.
    Уж труп землею взят. Могила
    Завалена. Толпа вокруг
    Мольбы последние творила.
    Из-за горы явились вдруг
    Старик седой и отрок стройный.
    Дают дорогу пришлецу —
    И скорбному старик отцу
    Так молвил, важный и спокойный:
    «Прошло тому тринадцать лет,
    Как ты, в аул чужой пришед,
    Вручил мне слабого младенца,
    Чтоб воспитаньем из него
    Я сделал храброго чеченца.
    Сегодня сына одного
    Ты преждевременно хоронишь.
    Гасуб, покорен будь судьбе.
    Другого я привел тебе.
    Вот он. Ты голову преклонишь
    К его могучему плечу.
    Твою потерю им заменишь —
    Труды мои ты сам оценишь,
    Хвалиться ими не хочу»

  3. БОГДАН ШЛЯМА:

    КТО СКАЖЕТ КАК УБИЛИ БРАТА? Там нет врагу проклятья
    Смерть на всех одна.

    • БОГДАН ШЛЯМА:

      Жажда жить сушит сердца до дна
      Только жизнь здесь ничего не стоит
      Жизнь других, но не твоя .
      Потому -смерть надо уважать позволив другому принять её стоя.

  4. Lestat:

    «Поди ты прочь – ты мне не сын,
    Ты не чеченец – ты старуха,
    Ты трус, ты раб, ты армянин!

    Я что-то вас не пойму… Здесь Пушкин восхволяет или унижает???
    По моему в этих словах:»Ты трус, ты раб, ты армянин!» — идёт сравнение.

    Поэтому лучше не надо что-то обьяснять и вообще создовать такой форум.

    • Лучше прочтите поэму полностью, а то узнав откуда то несколько строк делайте какие то неправильные выводы. я по моему очень наглядно объяснил. Сын не смог убыть беззащитного и безоружного врага отца, вот этот характер кровожадный отец сравнивает характером армянина, якобы тот кто не может убыть врага пусть даже беззащитного он трус и раб. Не знаю стало понятно или нет? И не знаю для вас тоже может быть это трусость и рабство?

  5. пашка:

    тут еще вроде есть такая перекрестная ссылка на библию что он отказался или не захотел или не смог защитить память брата так помойму

  6. http://vkontakte.ru/video33654079_151859467 Вот Вам ответ Оченнь Легко и просто!!

  7. не армян:

    ну вот так и есть, парня воспитывали чеченцем и от него ждут убийства врагов и потенциальных жертв в целях наживы (золото вроде было). Но парень убивать не может беззащитных и поэтому ему говорят нет ты не чеченец, ты трус раб и армян. Читайте и вникайте все просто.

  8. Уведомление: СТОН И ЗАВЕТЫ СУПЕРТОЛЕРАСТА | Misinformative News

  9. Непровакатор: мадам Непровакатор, этот ваш адам мец — еврей, а сказанные евреями ни копейки не стоят, поэтому и их называют евреями :))) а кто что сказал насчет разных наций, вооще не имеет значения (ну даже если перечислять все сказанное великими людьми насчет тюрксих наций, будет обидно за вас друзья… давайте не будем, по дружески а!)

    • Непровакатор:

      анти-пастух: Как раз в ответе arxangelo про вас я написал. Можете прочитать
      .Вы написав про тюркских наций, имели ввиду меня?
      Если да, тогда считайте, что я еврей для вас:)

  10. Grigor:

    еееех, дорогие мои азики , в принципе с вами то обсудит нечево. И даже тут совсем не важно , что сказал Пушкин про армян и что именно он имел ввиду , а что он сказал про вас ? a ? , до ничево , потому что вас тогда и не было , вы не существовали на земле , что писать то про тех , которых нет , ваши политики и историки вас обманули, огурчики мои . До посмотрите сюда , от меня вам подорок http://gorgano.wordpress.com/2010/09/06/401/ 😀 )))

  11. vagan:

    хорошо

    • zloy:

      vagan: сколько тебе лет, милейший? Чему так радуешься? Нормальный человек плакал бы на все это.
      (этот отрывок был удален, поскольку в нем содержатся оскарбление)

  12. Zloy:

    «Борцу» за этикой который удалил часть моего поста из за слова «недоумок»:
    Анализируя ответьте пожалуйста, по вашему фраза армянина по имени vagan «русских вообще немцы называли свиньями» не оскорбление? За его базар вы не отвечаете?:) Если, нет, тогда действительно закройте блог для чужих, и хвалите сами себя сколько угодно:)

    • Уважаемый Zloy, Ваган этим точно не хотел оскорбить русский народ, а привел пример, чтоб «непровакатор» понял что нельзя дать такое значение словам какого нибудь Адама Меца, он хотел чтоб поняли что Адам Мец тот же ублюдок как и нацисты, которые так называли русских.
      И еще если вы не знаете, то скажу, что армяне русских считают братьями, так что я ручаюсь что Ваган не имел виду то, что вы подумали. И я армянин, который открыл свой блог на русском, то есть человек уважающий русский язык и русский народ, точно не позволил бы этого, если хоть чуточку сомневался, что Ваган этим хотел оскорбить русский народ.

  13. Уведомление: ПАМЯТКА ИЛЬХАМУ ГЕЙДАРОВИЧУ | Misinformative News

